Молитвенное правило и социальная жизнь

Добрый вечер, дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня я заканчиваю тему совмещения немощной молитвы и суровой бытовухи. Первая часть: "Как не пропускать утренние молитвы". Вторая часть: "И о вечернем правиле тоже"

Итак, оба предыдущих текста разбирали проблему плохой организованности. То есть, время есть, но используется плохо, поэтому "не хватает" времени на молитву ни утром, ни вечером. А что делать, если времени на самом деле не хватает по объективным причинам? Мамы занимаются детьми, отцы пропадают на работах во 12-14 часов, студенты учатся на очном, подрабатывая в свободное время. Добросовестные дети пашут на двух работах, ухаживая за немощными родителями - никакой жизни, ни личной, ни молитвенной! А если взять "стандартное" молитвенное правило стандартного православного христианина в вакууме, то получается приличный кусок чтений: молитвы утренние и вечерние, глава из Евангелия и две из Апостола, кафизма-две. А если собрался причаститься, то к этому прибавляются три канона (Господу, Богородице и Ангелу-Хранителю), последование ко причащению. В сумме добропорядочный христианин потратит минимум пару часов, а не особо наученные или особо благоговейные могут молиться и 5-6 часов. Какие тут дети, работы, родители и учеба? И личная жизнь еще эта...

Тут самое важное разобраться в чем заключается суть молитвы и молитвенного правила. А потом я приведу пару вариантов, которые вычитал у святых отцов, подсмотрел у грамотных товарищей и испробовал на себе.

Для меня отправной точкой давным давно стало следующее высказывание свт. Игнатия Брянчанинова: "Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердый, и на непросящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу". Итак, молитвенное правило нужно в первую очередь нам, а не Богу. Если мы меняем свое молитвенное правило, отношение Бога к нам не меняется - Он все равно нас любит, все про нас знает, все равно нам помогает. Молитвенное правило характеризует человека, строит его внутренний мир. И тут важен следующий фактор: человек не просто сам строит свою жизнь, но сталкивается с объективными факторами, которые подает благостный промысл Божий. Я не буду утяжелять  данный текст подробностями, но если кратко, то наши обстоятельства жизни, даже те, которые "мешают" молиться так, как мы хотим - все это дается Богом для нашего блага. Если нужны конкретные примеры для пояснения мысли, пишите в комментариях, я накатаю отдельный текст.

Итак, "суббота для человека, а не человек для субботы" равносильно "молитва для человека, а не человек для молитвы". Молитвенное правило остается молитвенным, даже если меняется привычная форма оного. И теперь время поговорить о второй важной мысли из цитаты свт. Игнатия - нам нужна молитва, потому что через нее мы усваиваемся Богу, становимся Божьими. Отсюда вытекают два вывода: молитва не цель, а средство (см. обратно евангельское понимание субботы); целью является обожение, которое проявляется в ряде характеристик, о которых тоже, наверное, стоит написать отдельно.

В молитве человек разговаривает с Богом, чтобы стать к Нему ближе. Молитвенные правила, проверенные временем, помогают не наделать ошибок, но не всегда объективно выполнимы. Поэтому перед человеком всегда есть выбор: менять жизнь, выстраивая ее вокруг молитвы, либо подстраивать молитву под ритм жизни. А теперь переходим к вариантам, когда забот полон рот, а к Богу все равно душа тянется. Главное помнить, что все эти способы относительны, и хорошо бы их согласовать с каким-нибудь священником, который будет наблюдать за процессом.

"Вычитка"

Вариант, требующий насилия над собой. Любой ценой, но надо стоя перед иконами вычитать имеющееся правило. Насколько я могу судить, помогает только при экстренных обстоятельствах, когда какой-то нехороший грех очень сильно забарывает душу. Постоянно использовать нет смысла, потому что очень сильно изматывает и физически, и психологически. Не видел ни одного случая, когда замотанный работой, но в целом душевно здоровый раб Божий получал пользу от такого способа. А вот когда сильно мучает какая страсть, да так, что начинаешь с головой уходить в греховную пропасть, такой способ может стать отличным якорем.

"По кусочку"

Это когда правило разбивается на маленькие фрагменты. Найти на утренние молитвы пол-часа бывает сложно, но если между домашними делами делать паузы в 3-4 минуты и читать по одной молитве, то утро насыщается полным правилом. Для нормального выполнения такого правила нужно в перерывах между молитвами в голове держать прочитанное, а домашнюю работу выполнять "на автомате".

Сокращения

Нет сил/времени читать полностью - честно сокращаем молитвы до минимально выполнимого объема. Утренние/вечерние молитвы таким образом можно вычитывать за неделю, прочитывая ежедневно лишь по молитве. Можно и вовсе читать одну молитву из всего правила, вчитываясь в нее целый месяц. Хорошо бы при этом иметь ощутимый результат - полное понимание молитвы, ее глубины, отношения к повседневной жизни.

Иисусова молитва

Серафимово правило предполагало постоянную молитву целый день, служебник также предлагает вместо канонов и положенных келейных служб определенное количество Иисусовой молитвы с поклонами. Удобно тем, что можно прерваться/начать в любой момент, когда обстоятельства обязывают/располагают. Есть множества предостережений опытных делателей этой краткой молитвы, но они относятся к "профессиональной" среде - молодые монахи, мирские боголюбцы с кучей свободного времени и т.п. Ни разу не встречал загруженного бытом или работой христианина, который впал в прелесть от Иисусовой молитвы.

Богомыслие

Это способ от бывалых аскетов для тех монахов, что были заняты на хлопотных и суетных послушаниях, и потому не могли выполнять положенное правило. То есть, собственно, наш профиль. Смысл в том, что вместо молитвы полагается думать о божественном, крайне желательно чтобы это относилось к повседневной жизни. Если не путаю, про это есть рассказ у прп. Иоанна Лествичника. Один монах крайне преуспел во внутреннем делании, хотя все время подвизался поваром, и на правила и прочии молитвы времени не оставлось. А все дело в том, что он смотрел на огонь очага и представлял геену огненную.

Используя этот принцип можно любую работу наполнить Божественным смыслом. Это легко еще и от того, что наша работа дается Божием промыслом, будь то домашнее хозяйство, зарабатывание денег, учеба или что еще.

На этом все, если у кого-то есть дополнения или критические замечания, буду рад прочитать в комментариях. Еще раз напоминаю, что все эти "опыты" лучше осуществлять под присмотром специалистов - местного доступного батюшки.

Бог в помощь.

Предыдущая запись

Что делает достойным причастия?

Следующая запись

Суровые будни: печник, электрика, гараж

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу