Общины нет. И не будет.

Сразу оговорюсь, название специально провокационное. Конечно, есть в нашей Церкви общины, и даже общины с большой буквы. Но речь пойдет не про них. Я очень сильно надеюсь что эти выдающиеся общины со временем сделают погоду в нашей Церкви. Но пока что в нашей стране более 20000 (двадцати тысяч) приходов, и поэтому разговор об "общинности" прихода остается не то, чтобы актуальным, это буквально теоретическое построение, имеющее к реальности весьма посредственное отношение.

Кто собирает общину?

Никто, и по очень понятным причинам. Современные священники готовятся к служению в семинариях, там изучают целый ряд дисциплин, которые потом реализуются в пастырском попечении о прихожанах. Но среди изучаемых предметов нет дисциплины "Создание и окормление общины". Все, что потом создается на приходе, происходит интуитивно, по воспоминаниям о детских годах на своем старом приходе. Никаких целей, которые конкретизовались бы в понятных задачах, нет. В этом смысле все известные сейчас общины - это первопроходцы. Именно поэтому там неизбежны ошибки, из-за которых на эти общины подозрительно косятся окружающие.

Итак, ситуация не изменится, пока в будущих священников не будут целенаправленно влагать мысль о необходимости создания крепкой общины. Но для это необходимо понимать, что же такое община.

Общины бывают разные

Община - понятие не церковное, оно шире. Изначально община предполагала общее хозяйство, другими словами - общий заработок и потребление. В заметке "Почему расстаются хорошие друзья" объясняется мотивация отношений между людьми как раз в этом же ключе. Есть общее "хозяйство" - есть общение. В обществе, где на зарабатывание пропитания уходит много сил, экономическая составляющая выходит на первое место. когда прокормить себя становится легче, люди начинают собираться, исходя из общих интересов.

Из вышеприведенных утверждений можно определить два основных принципа, по которым могут формироваться общины: это либо общее хозяйство, либо общее для всех прихожан служение. Кто-то может возразить, что подобный базис для общины в корне не верен и порочен, так как центром христианской общины неизбежно долен быть Христос и евхаристия. Тут я полностью согласен. Но Христос и евхаристия также являются центром и любого прихода, даже если на нем нет и намека на общину. Поэтому для решения заявленной задачи нам необходимо выявить то, чем община отличается от прихода.

Сквозь века

А теперь давай подумаем над следующим тезисом - на самом деле в Церкви существуют сотни общин, причем столетиями. Как мы такое пропустили? А очень просто. Любой разговор о общине подразумевает изменение приходской жизни, то есть "общинный" вопрос сводится только к приходам. И за рамками остаются... правильно, монастыри. А если подумать, это самые настоящие общины - люди живут и молятся друг с другом десятилетиями, у них и общее хозяйство, и общие цели. Монастыри, к слову, полностью подтверждают выдвинутый выше тезис о двух основных принципов общины - хозяйство и служение.

Общинное "зло"

Есть неизбежный момент, который всегда будет возникать при появлении и укреплении общины. Всегда будут люди, которые не захотят или не смогут войти в общину, останутся внешними. И с этим придется как-то бороться, потому что данное обстоятельство пагубно влияет на общину. Не все хотят быть монахами и заниматься такими же аскетическими практиками? Получите идею, что монашество выше мирской жизни, бОльшей греховности жизни "в миру". То же самое происходит и с современными крепкими общинами, где неизбежно приживается взгляд об "ущербности" обычных приходов.

Кроме того, придется выбирать, кого "не пускать" в общину, будут вводиться неизбежные критерии "пригодности". К слову, этого боятся многие настоятели, но боятся зря, так как подобная выборка происходит постоянно. Не всех допускают к таинствам, не всех постригают в монахи, не всех рукополагают в священники и т.д. Если удастся преодолеть болезнь "лучшести", то ничего страшного в идеи отбора не будет - это те самые "братия и прихожане святаго храма сего", как часто любят дополнять текст ектении многие священнослужители. Просто кто-то станет братией, а кто-то останется прихожанином.

Economy rules

И снова хотелось бы вернуться к тезису об основополагающей роли общего хозяйства в построении и жизни общины. Упоминались два принципа, по которым может строиться община, и с первым вопросов не возникает - это как раз то самое общее хозяйствование. А если главным в общине будет некое служение? Причем здесь хозяйство?

При занятии общим делом (социалка, миссионерство, катехизация и т.д.), неизбежно встает такой фактор, как материальная обеспеченность всех членов общины. Представьте, поручили вы часть некоего проекта одному прихожанину, а у него вдруг сокращение на работе. И вместо проекта он теперь ищет где б заработать на хлеб насущный. А завязанные на него люди оказываются без необходмого звена. Как это избежать? Правильно.

Посмотрим с другой стороны. Любой проект требует финансирования. И либо общины вынуждена искать спонсоров, либо должна учиться зарабатывать на свои проекты самостоятельно. А это нас приводит куда? Правильно.

Так почему бы и нет?

Вроде бы со всем разобрались, и теперь возникает закономерный вопрос: если все понятно, то что же мешает эту общину создать? Как раз хозяйственный принцип.

Социально-финансовое неравенство не изжить никак, это как погодное явление, но его можно либо уменьшить, либо пустить на самотек, и тогда все закончится сильной дифференциацией. В общине жить лучше других не получится, а это значит что многим придется жить хуже, чем раньше, ради того, чтобы остальные жили лучше. То есть придется отказаться от какого-то своего благополучия ради ближнего. И это для многих семейных граждан является серьезным аскетическим испытанием.

Бог в помощь!

Предыдущая запись

Суровые будни: печник, электрика, гараж

Следующая запись

[Проект] Ворота для родителей

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу