Концепция предкрещальной / предвенчальной подготовки

Доброй ночи, отцы, братья и сестры!

Поскольку уже поздно и хочется спать, обойдемся без лирики.

Существует самый верный, но далеко не всегда выполнимый, а потому малораспространенный способ подготовки перед крещением - это длительная катехизация сроком в несколько месяцев. Существует ли нечто подобное для венчания, я не знаю, но потребность-то в этом тоже есть. Как никак венчание - церковное таинство, требующее серьезного отношения, которое найти у большинства новобрачных не так просто.

Другой, наиболее распространенный способ - это несколько познавательных бесед, которые проводят как перед крещением, так и перед венчанием. В такие беседы пытаются втиснуть максимум информации, что неизбежно приносит свои отрицательные плоды. Во-первых, большой объем информации, выданный в сжатые сроки, никогда не усваивается. Во-вторых, подобные беседы часто посещаются в рамках повинности. Людям совсем этого не хочется, но с другой стороны немножко потерпеть вполне по силам. И труд катехизатора пропадает зря. Личный опыт в проведении подобных оглашений показал их низкую эффективность, а значит и полную несостоятельность.

Третий способ - это либо полное отсутствие оглашения, либо номинальная беседа на 15 минут перед самим таинством. Аргументируется подобная практика неизменным "Бог Сам приведет", что в корне не верно. Бог и так привел этих людей к нам в храм, но мы вместо всего богатства христианского опыта даем лишь неосмысленное участие в церковном действе.

Определяя основную идею оглашения, идеальным было бы исходить из принципа церковности. Крещение - это введение в Церковь, частью которой хочет стать взрослый человек, либо к которой хотят приобщить своего ребенка родители, и в которой сами они состоят. Венчание - это молитва Церкви о соединении Богом мужа и жену в единую плоть. Для этого также необходимо, чтобы муж и жена были частью Церкви. Все это выражается в простой формулировке - таинства преподаются только тем, кого знает Церковь. Данный тезис я раскрывал в курсе бесед "Церковь: кириакон и эклессия", но для меня это достаточно объемный материал, который никак не изложить в отдельной заметке. Возвращаясь же к нашей теме, нужно отметить, что данному принципу наиболее соответствует первый способ оглашения. Однако, для малых приходов он трудно осуществим. Подробности я оставлю за рамками этой заметки.

Что же делать среднестатистическому батюшке на приходе, где бабушки слыхом не слыхивали ни о каких беседах? Перед описанием методики оглашения, я хотел бы озвучить несколько необходимых тезисов:

1.       оглашение - это не экзамен и не набор лекций для заучивания, это дар Церкви для "потерянных" чад.

2.       есть объективный набор "элементов" христианской жизни, которые должны бы присутствовать в жизни каждого христианина - исповедь, причащение, чтение священного писания.

3.       человек запоминает либо интересную информацию, либо заученную в рамках "домашнего задания".

А теперь, собственно, моя методика проведения оглашения. Сразу оговорюсь, на данный момент я провожу ровно одну беседу. Вторая беседа, о которой я также расскажу, планирую ввести в оглашения после изготовления соответствующего дидактического материала. А теперь пошаговое описание.

1.       когда мне звонят насчет крестин или венчания, задаются стандартные вопросы: как часто посещаются службы? давно ли были исповедь и причастие (чтобы понять уровень)? когда последний раз читалось евангелие? Евангелие, как правило, никто не читает, после чего следует стандартная реакция: "Отлично! Мы же христиане, так давайте это исправим. Прочитайте самое короткое евангелие - от Марка - это занимает пару часов. Если у вас нет евангелия, можете взять в нашем храме специальные бесплатные евангелия. Во время чтения подчеркните / выпишите все непонятные места. Когда справитесь, позвоните мне снова, и мы договоримся о встрече. Обязательно возьмите с собой "подчеркнутые" евангелия, я буду отвечать на ваши вопросы". Данное требование, кстати, касается всех "действующих" участников таинства: родные и крестные родители ребенка, молодожены, свидетели. Важное примечание: некоторые приходят на беседу с "пустым" евангелием, говоря, будто у них нет вопросов. Сейчас я обычно сам выбираю любой фрагмент из евангелия и прошу прокомментировать. Но лучше сразу предупредить в предварительном разговоре, что приходить на беседу обязательно со своими вопросами. Если после прочтения вопросов не возникло, лучше прочитать еще раз внимательнее. Сложные места всегда будут.

2.       беседа проводится на основании вопросов. Из личного опыта следует, что вне зависимости от вопросов, все равно удается раскрыть основные темы: смысл искупительной жертвы Господа Иисуса Христа, Его отношение к нам и наше к Нему, связь между евангельским повествованием и нашей повседневной жизнью. Главные две идеи, к которым подводится беседа перед крещением, это Церковь, как община верующих во Христа, и крещение, как таинство введения в Церковь, начало жизни евхаристического единства среди общины. Идеи беседы перед венчанием - смысл христианского брака, который заключается в доверии промыслу Божиему, соединяющему мужчину и женщину в единое целое для взаимного возрастания во Христе, и необходимости Церкви для этого возрастания.

3.       этот этап на данный момент отсутствует, но планируется его реализация в обозримом будущем. Участникам беседы раздаются тексты последования крещения / венчания на русском языке для самостоятельного изучения. Схема такая же, как и в п.1: читаем, подчеркиваем непонятные места, приходим на встречу. Это необходимо, во-первых, для более осмысленного участия в самом таинстве. Во-вторых, тексты этих служб сами по себе хорошо раскрывают вероучительную составляющую. Если покупать последования данных служб затруднительно, то их можно изготовить самостоятельно. Тексты легко находятся в интернете, а как печатать тетради формата А5 я рассказывал в этом ролике.

4.       по окончании беседы я провожу исповедь, на которой выясняется наличие канонических препятствий к участию в евхаристии. В отдельной заметке я расскажу об этом подробнее. Потом инструктирую как подготовиться к литургии.

5.       после того, как все оглашаемые причастятся на литургии, мы договариваемся о времени совершения крещения или венчания.

Еще раз подчеркну основную идею данного оглашения. Оглашаемым дается возможность поучаствовать в нормальной жизни христианина: чтение священного писания, участие в таинствах, просветительские беседы со священником на интересующие вопросы, домашняя молитва, изучение христианского вероучения. Пусть и в сжатой форме, но таким образом оглашаемый касается многих сторон, неотъемлемых в христианской жизни. Кроме того, на самой первой стадии сразу отсеиваются те, кому нужен обряд по сходной цене. Из личного опыта стоит отметить, что процент подобных людей невелик.

Бог в помощь!

Предыдущая запись

Нико Вега об американском государстве

Следующая запись

[Проект] Ворота для родителей

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу