Мф. 16:21 "Возьми крест свой"

В евангелии от Матфея Господь говорит Своим ученикам: “Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет” (Мф. 16:24). Очень любопытно здесь упоминание креста. Современное расхожее выражение “нести свой крест” берет начало именно из этого евангельского отрывка, понимается оно как некое послушание, бремя от Господа, которое положено нести человеку в течении жизни. Для нас это крайне привычное выражение, поэтому в евангельском контексте все звучит родным и понятным, не вызывающим вопросов. Однако надо помнить, что эти слова Господь говорит апостолам еще до распятия. То есть, Он прямо говорит о кресте, от которого должен вскоре погибнуть.

О каком кресте идет речь? О литературном кресте, то есть бремене, или о кресте буквальном? В Vulgata стоит “et tollat crucem suam”, в King James - “take up his cross”, в Ελληνική μετάφραση - “και ας σηκώση τον σταυρόν αυτού”. Значит ни о каких метафорических бременах речь не идет, Господь предлагает ученикам буквально взять орудие позорной смертной казни, на котором им придется погибнуть, и идти вслед за Ним. Вслед, потому что Он Первым идет этой дорогой. Удивляться такой откровенности не приходится, если обратить внимание на контекст. Если сначала Господь говорит о Своей смерти “прикровенно”, то в 16 главе ап. Матфей рассказывает о исповедании ап. Петра (“Ты – Христос, Сын Бога Живого”), после которого Господь “начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть” (Мф. 16:21).

Свт. Иоанн Златоуст объясняет несение креста как “предел, до которого должно простираться самоотвержение, именно - смерть, и смерть поносную”. Прп. Макарий Великий понимает это узко аскетически: “монашествующий обязан распять себя в отношении мирских вещей... он также обязан постоянно распинать ум свой в молитве”. Блж. Иероним Стридонский трактует этот фрагмент в духе ап. Павла: “Тот, кто отлагает ветхого человека с делами его (Кол 3:9), отрекается от самого себя, говоря: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20); берет он на себя крест свой и распинается для мира”. Блж. Феофилакт Болгарский несение креста с одной стороны видит в отсутствии любви к телу, с другой в искании позорной смерти, а Евфимий Зигабен – просто память смертную (подробно см. ссылку).

Что же можно добавить к вышеперечисленному? Центром земного служения Господа были не чудесные исцеления, не нравственное учение, а именно крестная смерть. Мы прекрасно помним утверждение, что Господь не просто проповедовал три с половиной года – Он воспитывал апостолов. И важно понимать, чему именно должны были апостолы научиться. Ученики постигали личность Иисуса из Назарета, постепенно учились видить в Нем не великого пророка, творящего чудеса, не мудрого раввина, дающего новое учение, но “Христа, Сына Бога Живого”. Лишь постигнув это, они стали способны к осознанию крестного пути Господа.

Тут важно понимать, что проповедь и чудеса Иисуса Христа не могли привести к какому-либо другому финалу, они неминуемо должны были закончиться смертью. И ничего другого не может ждать истинных последователей Христовых, о чем прямо говорится в Прощальной беседе у ап. Иоанна: “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел” (Ин. 15:18). Мир, который лежит во зле, пытается избавиться от добра как от чужеродного организма. Убийство Сына Божия – естественная реакция этого мира. Понятно, что “христовы” люди также чужеродны миру, поэтому реакция отторжения неминуема.

В этом нет никакого пафоса следования Христу, как не было пафоса и во Христе. Сын Божий любил мир, зная, что этот мир Его убьет. Просто мир так устроен. Законы мира требуют преобразований путем насилия и угнетения, тайна Христовой любви требует собственной смерти ради мира. Непонятно, как этот механизм работает, и в первую очередь непонятно миру и тем, кто от мира. Отчасти это непонимание служит источником ненависти, поэтому последователи Христа всегда будут гонимы и презираемы. И в этом нет никакого внутреннего надлома, наигранной скорби и т.д. Христианин не скорбит о мире, но любит его, не осуждает мир, но умирает за него, не сетует на отсутствие добра и правды, а отдает себя без остатка. С миром нельзя договориться, к нему нельзя приспособиться, можно лишь за него умереть. Вслед за нашим Учителем.

Предыдущая запись

Праздную день рождения

Следующая запись

[Проект] Ворота для родителей

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу