В. Бурандасов о православии, государстве и молодежи

Подписан на Василия Бурандасова в ЖЖ. Текст, которым хочу поделиться, крайне полезен к прочтению целиком, вот ссылка. Я же приведу лишь те части, которые хотелось бы прокомментировать.

Я вижу, что сегодня, когда государство очень плотно берет церковь в свои объятия, - быть, или хотя бы номинально - слыть православным – это очень приветствуется в среде чиновников и приняло характер соответствия некой утвержденной норме, стандарту, тренду… Даже - правилам хорошего тона…
Это претензия считаться своим в кругу своих.

Это происходило неоднократно в истории. Результат, как правило, никакой. Любая вера как "модное явление" столь же скоротечна, как и модное явление. Есть, правда, еще больее худший вариант - когда мода задержится и начнет влиять на саму веру.

Среди молодежи очень хорошо чувствуется как минимум ирония к такому «казенному» вероисповеданию. Правы они или нет – сейчас не об этом разговор. И да, и нет. Но свое отношение они высказывают максимально резко и в очень привлекательной для своего окружения форме - «подкола» и стеба…

Проблема православного молодежного воспитания в нашей Церкви заключается в первую очередь в том, что никто не понимает, что с этой молодежью делать, куда и как ее вести. Нет никаких попыток найти общий язык с молодежью. Более того, язык молодежи априори осуждается и топится в елее. Поэтому миссия среди молодежи у нас отсутствует чуть более чем полностью.

Среди технической молодежи царствует презрительный скептицизм. Там нет даже увлечений восточными практиками, как в конце века, лишь задорный скептицизм и, как следствие его – уже атеизм, очень поверхностный, очень протестный, но все же… Они настроены весело-агрессивно по отношению к церкви, все воспринимается ими очень скептически, и объект этого скептицизма и иронии даже не то, о чем говорят, скажем, на телеканале «Спас», а то, на каком языке общаются люди с телеканала «Спас» … Этот язык им непонятен и смешон своей архаичностью и единственная реакция на него – балаганный сарказм. Пока так, к сожалению…

У гуманитарной молодежи все сложнее, у нее есть вкус к архаике, есть желание расшифровать этот язык, но все равно, они не говорят на нем, и живой язык оказывается, увы, вне церковных стен… А значит, и сами вопросы, которые так мучают молодого человека, и ответы на них – в его сознании находятся вне пространства храма и даже не в церковном садике… Живая жизнь, живые сложные, острые, ядовитые, самые страшные, самые важные вопросы – по одну сторону. А по другую – бесконечная елейная патока, не имеющая никакого отношения к реальной жизни.

О чем я уже говорил выше - проблема языка и средств выражения. Дело в том, что сейчас перед глазами масса примеров того, что любит, смотрит, слушает и делает молодежь. Популярные ютьюб-блоггеры, движения, музыка. Если есть желание проповедовать среди современной молодежи, значит нужно учить их язык, культуру. Ничего этого, увы, нет и в помине. У меня в голове есть несколько идей для интернет роликов, в которых можно весьма и весьма проехаться по различным антиклерикальным стериотипам. И я прекрасно понимаю, что та подача, которая "выстрелит", никогда не будет использоваться нашими отраслевыми службами. А то, что будет использовано, на выходе даст очередной телеканал Спас.

Молодым людям нужны ответы. На самые разные вопросы. Вплоть до тех, которые нам кажутся на грани кощунства. И язык телеканала «Спас» здесь не подходит… Кто сегодня может говорить с молодежью на их языке? Отвечать той же мерой искренности и заинтересованности, которую они показывают, справедливо рассчитывая на взаимность? Они не простят ни одного пустого, шаблонного ответа…

Лет эдак пять назад, когда я еще и близко не был священником, строил всякое в Москве и Ярославле, мне довелось помогать в молодежном отделе. Там мы сделали отличный проект "Неудобное православие". Его фишка заключалась в концепции: на любой, самый сложный и неудобный вопрос, необходимо дать ответ, иначе вопрошающий все равно ответ услышит, но уже не от нас. Я не говорою про стандартные темы вроде "Самая неудобная добродетель", "Как жениться / выйти замуж" (о, да! Это самая популярная тема!), "Вопросы и ответы". Мы обсуждали и деньги в Церкви, и часы с золотой пылью, даже была тема с опровержением доказательств бытия Бога. Однажды была тема о взаимодействии науки и религии, и как-то выяснилось, что все присуствующие никаких противоречий не видят, что все между наукой и верой хорошо. Тогда мне пришлось отыгрывать за атеиста. В общем, было крайне интересно, слоганом проекта было "Ты можешь прийти, задать любой вопрос и получить на него честный ответ". Сейчас я понимаю, что ничего подобного с участием священника сделать невозможно - слишком остро отреагирует именно церковная среда. При этом необходимость подобной площадки лично для меня не вызывает никаких сомнений.

Сегодняшняя молодежь – цель очень многих сил. И антицерковных тоже. И эти силы легко играют на слабостях и заблуждениях. Они показывают чиновников на престижных курортах и монахов на дорогих иномарках. Они уверяют, что этот мир – мир чиновничества и церковности – один клубок лицемерия, он достоин презрения, насмешки и скептицизма… И трезвомыслящий человек не может разделять казенную идеологию, насквозь пропитанную ложью, притворством, лестью и поклонением тем, кто имеет хоть на мизинец власть большую, чем имеешь сам. И поводов к такому отношению, увы, много. Слишком много, чтобы говорить об этом вслух. Поэтому, об этом молчат. И любое обсуждение называют происками пятой колонны. Окей, говорит молодежь. Вы не хотите это обсуждать? Вы называете всех, кто хочет об этом говорить врагами отечества и пятой колонны? Что ж, у нас выбора нет – пусть мы будем этой пятой колонной…

Собственно, о чем я тлько что написал выше. Любой не отвеченный нами вопрос не останется без ответа. Это факт, независимый от наших желаний. И если мы не хотим терять молодежь, придется учиться отвечать на самый неудобные вопросы.

Сейчас очень опасное положение – уже очень скоро вырастет поколение, привыкшее, что православие - это просто часть казенной идеологии, с которым они не могут быть согласны по моральным причинам. Со всеми последствиями этого.

Подобное было сто лет назад. Подобное сто лет назад закончилось революцией, гражданской войной и тысячами новомучеников.

Бог в помощь.

Предыдущая запись

Ненужные аскеты

Следующая запись

[Проект] Ворота для родителей

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу