Свящ. Артемий Владимиров. Благодать священства (заметки о пастырском служении)

Сердечно поздравляю всех с праздником светлого Христова Рождества!

Нашел у себя на полках маленькую книжицу в полтораста страниц за авторством уважаемого и авторитетного пастыря протоиерея Артемия Владимирова. На развороте обнаружил дарственную надпись, только так и не понял от кого это? Уж больно неразборчиво-размашистая подпись. Дарителю, кстати, отдельно спасибо за книгу.

Если будет время, постараюсь сделать обзор книги, а пока под катом можно ознакомиться с некоторыми цитатами. Буду благодарен за указанные в тексте опечатки.

"От читателей не утаится, что автор не избегал острых и даже болезненных тем, на иные из которых не дано ясных ответов. Такова действительность, призывающая нас к непосредственному обдумыванию явлений жизни и неспешному формированию собственного суждения в согласии с соборным разумом Церкви (с. 5)


Поставленный на свещник пастырства верный христианин, по благословению своего епископа, литургисает вместе с народом Божиим, приносит Бескровную Жертву. Он призван учительствовать, проповедовать Слово Божие, духовно просвещать и окормлять свою паству в соотвествии со Священным Преданием и Писанием Церкви. Священник участвует во всех Таинствах Церкви как исполнитель архиерейского благословения... (с. 9)


Главное назначение иерея - спасение душ вверенных ему людей. Заветные чаяния пастыря осуществляется в полной мере на Страшном Суде. Тогда он дерзновенно воскликнет пред лицем Господа: "Се аз и дети, яже ми даде Бог" (с. 10)


...очень хорошо абитуриенту семинарии предварительно овладеть какой-либо специальностью, профессией; окончить высшее учебное заведение - словом, обрести земную точку опоры в своей жизни. Опыт показывает, что совсем юные семинаристы хрупки, как тростник, и быстро ломаются, духовно гаснут при неблагоприятных обстоятельствах (с. 17-18).


...не отказывая безусым юнцам в поступлении и н закрывая перед ними двери семинарии, мы особенно похвалим тех, кто, уже имея положительный опыт жизни, приходит в училище благочестия с чистой совестью и непреклонной решимостью выучиться на священника (с. 19).


Ничто так не влечет народ к священнику, как мирное устроение его души, доброжелательность и участливость, и в особенности тайная устремленность ума и сердца к Богу в непрестанной молитве (с. 28)
...священнослужитель должен воспитать и развить в себе следующие качества. Во-первых, ревностное и радостное богоугождение, проистекающее из внутренней потребности быть всегда в союзе с Господом. Во-вторых, энергичность, динамика! Иерей - лицо отнюдь не вялое, индифферентное, безжизненное. В-ретьих, радение батюшки о спасении вверенных ему Богом людей (с. 39)


...священник в Церкви - лицо отнюдь не самостоятельное, не самодостаточное. Пресвитер в отношении церковного служения все совершает по благословению своего епископа, являясь исполнителем его велений, согласных с евангельскими заповедями. Пресвитер - правая рука архиерея. От его имени он литургисает, созидает общину, проповедует, душепопечительствует, воздавая своей деятельностью хвалу Богу. Каноническое послушение иерея епископу - главный нерв церковной жизни, ее пуповина (если говорить об административном аспекте) (с. 41).


Православный приход, община - это духовный союз пастыря и пасомых, объединенных верой в Бога и жертвенной любовью друг ко другу. Приход - большая семья, все члены которой участвуют в совершении Евхаристии и в прочих благословенных трудах, блюдя, по выражению апостола, единство духа в союзе мира (с. 45)


Иерей! Не думай, что предлагаемые тебе кающимися недоуменные вопросы и признания легко разрешимы, а конфликтные ситуации удобно врачуемы (с. 63).


Слов "каюсь", "прости, Господи" для нас, духовников, вполне достаточно. Не нужно вытягивать клещами "чистосердечные признания", что всегда оставляет впечатление насилия над душой кающегося (с. 65).


...евхаристическое собрание, состоящее из пастыря и паствы,- это и есть то заветное, ради чего Господь основал Церковь Своею Кровью. В совместном литургисании (арх)иерея и народа Божия - тайна и смысл пришествия Спасителя на землю (с. 67).


Наш благочестивый народ внутренне печалится, видя, как пастырь, едва лишь завершилась служба, поспешно переоблачается в мирской костюм и выходит из храма в "ином образе", подлаживаясь под светские обычаи... (с. 79)


Сейчас многие женщины стали, выражаясь языком физики, "блуждающими ионами в кристаллической решетке". Привлекаемые благодатным светом и теплом Матери Церкви, они летят на пастырскую свечу Христовой любви, как мотыльки на горящую лучину (с. 87).


...ластик забвения ежедневно стирает со страниц памяти живую ткань дневных впечатлений (с. 101).


...святой иоанн Кронштадтский признавался, что если он не записывал днем или вечером посетившие его на богослужении благодатные мысли и озарения, то впоследствии он, как ни старался, не мог обновить их в своем сердце. Собираемые в течение многих лет записи могут составить домашний архив пастыря, который бывает постоянно востребован во время подготовки к проповедническому служению (с. 101).


Деньги не пахнут только для тех, у кого беззаконная жизнь отшибла нравственное чутье (с. 104).


Священникам не запрещено путешествовать по миру, пользоваться фотоаппаратом, ходить в походы на байдарках и каноэ... Только служи, только отдавай творческие силы на молитвенное предстояние Богу и просвещение народа Божия! (с. 113)


Все чаще и чаще приходит на мысль, что человеческая душа, с ее бездонной глубиной и Богу ведомыми способностями, остается самым совершенным творением, в сравнении с которым головокружительные успехи Билла Гейтса и последние усовершенствованные модели айфонов и айпадов - лишь "жалкий лепет оправланья", набор ржавых формочек в песочнице перезревшей цивилизации эпохи постмодернизма (с. 117).


...по замыслу Божию, не был приговорен к смерти, и потому даже после грехопадения и вынесения праведного приговора она воспринимается нами как нечто совершенно чуждое, неестественное, противоречащее самосознанию бессмертного человеческого духа (с. 132).


Не отгоняй, о пастырь, от Святой Чаши тех, кто с трепетом и кротостью тянется к Искупителю, исповедуя свою уязвленность и недостоинство. Смотри, как бы тебе за жестокосердие не подвергнуться наказанию: Бог собирает чад Своих, а ты их расточаешь (с. 146).


Обличай кротко и укоря милостиво, всегдаи во всем ища славы Божией. Пастырю подобает помнить, что имения церковные суть сокровища нищих. Деятельное милосердие более всего приличествует священнику Божию. Иерей должен изведать нужды своих прихожан и благотворить им от церковных щедрот и тайно, и явно. Питая словесно, да питает их и телесно, если Господь дает, по благости Своей. Хорошо священнику приводить на трапезу, пусть скромную и небогатую, униженных и оскорбленных, малых мира сего, не могущих ничем воздать ему (с. 150).


Если мы хотим, чтобы нравственное влияние наших уроков было заметным, то следует избегать многих, к сожалению, весьма распространенных ошибок преподавания. Во-первых, должно бояться наскучить детям однообразным ведением занятий, монотонностью речи... Во-вторых, погрешают те, кто излишне сторожничают, будучи поборниками сухой морали и внешней дидактики... лучший жанр духовного общения с детьми - жанр рассказа или беседы... В-третьих, преподавание Закона Божия не означает навязывания мыслящим свободным существам готовых решений; хорошо детей вовлекать в объяснение нового материала, задавя им вопросы и наводя их сердца, умеющие столь верно размышлять, на правильный ответ (с. 153-154).

Если кому-то потребуется мое пояснение какой-либо цитаты, пишите в комментариях.

Бог в помощь!

Предыдущая запись

Богослужебные переводы Анри Волохонского

Следующая запись

"Меня предали, теперь не могу простить. Что делать?"

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу