О вероучительной проповеди

Задали вопрос в личке ВК о вероучительной проповеди. Вопросы настолько интересные, что решил поделиться с общественностью. Текст смотрим под катом, в ролике смотрим пример вероучительной проповеди.

1. Как Вы считаете, насколько нуждается современный приход в проповеди об основах веры (вероучительной проповеди)?

Вероучительная проповедь - один из форматов обучения прихожан православной вере. Учить прихожан - прямая обязанность любого настоятеля, проистекающая из слов нашего Господа: "Идите и научите" (Мф. 28:19). В случае, когда нет возможности проводить полноценные беседы, или на приходе есть люди, которые подобные беседы посещать не могут, вероучительная проповедь может стать отличным катехизическим инструментом.

2. Обращаетесь ли Вы к прихожанам с вероучительной проповедью?

2.1 Если НЕТ, что мешает?

2.2 Если ДА, Вы как-то оцениваете результативность этой проповеди, - или это ненужно, невозможно?

На предыдущем месте служения с благословения настоятеля по субботним литургиям я начал рассказывать о содержании литургийных текстов. Рассчитано это было на долгое время, имеется запись на ютьюбе. В храме, где сейчас я несу послушание настоятеля, были в разное время произнесены проповеди на тему причащения на литургии, социальной миссии христиан, роли Священного Писания. Как результат, в храме увеличилось число причастников, растет число изучающих Новый Завет, наш приход поучаствовал в одном крупном (для нас) социальном проекте.

3. Если у Вас есть или был опыт обращения к прихожанам с вероучительной проповедью, могли бы Вы рассказать о Вашем подходе? Что Вам в этом помогает? Если пользуетесь катехизисом, преимущественно каким? Какими источниками пользуетесь, помимо катехизисов? О чем и как Вы преимущественно говорите? Есть ли какие-то полезные практические навыки, методы, приемы, которые могли бы пригодиться другим отцам? (Пожалуйста, поделитесь!)

На данный момент мне не знакомы никакие пособия по вероучительным проповедям, поэтому приходится выводить собственную методику путем проб и ошибок. Первая ошибка - это устраивать из проповеди лекцию. Из личного опыта следует что вероучительная проповедь должна иметь а) небольшую продолжительность, 5-7 минут; б) минимум информации; в) сопроводительные материалы, которые прихожане могут взять с собой домой. Первые два пункта обусловлены особенностью восприятия и усвоения информации людьми. Содержание выбирается в зависимости от потребностей прихожан, поэтому весьма вариативно.

4. Как Вы считаете, о каких догматах и вероучительных истинах современным прихожанам стоило бы рассказывать в первую очередь?

Решается сугубо в индивидуальном порядке, если подобная формулировка применима к приходу. Представляется целесообразным не сводить все к перечислениям догматов, а наоборот, рассказ о догматах должен быть тесно связан с повседневной жизнью прихожан, чтобы тем самым в сознании христиан выстраивалась связь между догматами и "бытовым", повседневным благочестием.

5. Как Вы считаете, какие догматы являются самыми сложными для понимания современными прихожанами?

Исключительно те, связь с повседневной жизнью которых не видит сам проповедник.

6. Как Вы считаете, каковы самые опасные современные ереси?

Царебожие, монофелитство, гносеомахия. Второе может быть непонятным, вскоре напишу небольшую заметку на сайте.

7. Как Вы считаете, какие навыки и компетенции необходимы (полезны) для проведения вероучительной проповеди, - чему в этих целях стоит учить будущих священников?

Я не учил сявщенников проповедовать, поэтому не компетентен в данном вопросе.

8. Как Вы считаете, насколько может быть полезен он-лайн катехизис? В чем может быть его первоочередная польза? Какие проблемы могут возникнуть?

Исключительно полезен. Многие мои знакомые не прочь узнать о христианской вере, но не в состоянии лично присутствовать на лекциях-беседах. Для сельского храма это также актуально. Может иметь место побочный эффект - виртуализация православия в сознании...эээ... пользователей. Подобные лекции должны приводить людей в храм, а не мнимо насыщать их религиозное чувство новым знанием. Крайне желательно, чтобы на каждом приходе священник записывал свои беседы и выкладывал в интернет. Чтоб жители окрестностей могли послушать "своего" батюшку. Так или иначе, придя в храм, они будут учиться у него.

9. Сейчас существует проект разработки онлайн катехизиса, на основе катехизиса владыки Илариона (Алфеева). Что Вы думаете об идее этого проекта?

Никогда не слышал, не знаю. Интересно ознакомиться.

10. Что Вы думаете о перспективах вероучительной проповеди не в храмах, а в современных СМИ, церковных и светских? (Радио, телевидение, журналы, интернет).

Если не воспринимать это как а) панацею и б) истину в последней инстанции, то строго необходимо. Доступность информации - главное условие ее полезности.

Предыдущая запись

Церковный "шовинизм"

Следующая запись

"Положить душу свою за друзей своих": Терри Фокс

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу