Пост-монофелитство

Предыстория: монофизитство.

Давным-давно, в далекие незапамятные времена, возник спор среди православных: каким образом Вторая Ипостась Святой Троицы - Бог Слово - воплотившись на земле и став Человеком, воспринял человеческую природу? Как соединились божественное и человеческое, вечное и временное? Гражданин Евтихий высказал мнение, что человечество Христа "растворилось" в Его божестве. То есть, Евтихий решил воздать бОльшую почесть Спасителю, да перестарался. Такое учение было названо монофизитство - "одна природа". В противовес этому учению на Халкидонском соборе была првозглашена вера во Христа Спасителя, познаваемого "в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно".

Предыстория: монофелитство.

Но на этом история не закончилась. Несмотря на прошедший собор, в Церкви оставался раскол. Императоров это категорически не устраивало, и они то пытались отменить решения Халкидонского собора, то запретить противоположную сторону. И вот, в седьмом веке была предпринята очередная попытка всех разом успокоить. Патриарх константинопольский Сергий "совместно" с императором Ираклием подарили христианству еще одну ересь, которая позже у богословов стала называться монофелитством, т.е. единоволием. Сам патриах ввел термин моноэнергизм - одно действие. Говорил он о том, что во Христе не может быть двух действий, а только божественное. Противники этой концепции, чьими последователями мы являемся, относили волю, порождающую действие, к природе. А раз природы во Христе две, то и воли две.

Общим знаменателем служит формула свт. Григория Богослова: "Невоспринятое не исцелено". Христос необходимо воспринял полноту человеческой природы, в том числе и поврежденную волю, чтобы в Себе исцелить и приобщить к вечности. В результате этой богословской полемике мы получили термин "синергия", что означает "со-действие". Имеется в виду вполне практическая мысль: спасение человека осуществляется при совместном действии И Бога, и человека. Другими словами, человек не может спастись самостоятельно без Бога, но и Бог не может спасти человека "без человека".

Еще уточнение: деизм.

А теперь сделаем последнюю остановку перед финишной прямой. В Новое время появился новый взгляд на Бога - деизм. Суть заключалась в представлении, что Бог все сотворил, но дальше не стал вмешиваться в существование и развитие мира. Для нас это упоминание важно, так как предмет заметки - пост-монофелитство - является полной противоположностью деизма.

Пост-монофелитство. Наконец-то.

А теперь перейдем к сути. Среди православных часто встречается идея, что "на все воля Божья". Идея, несомненно, правильная, но когда она подается в гипертрофированном виде, начинается удивительное. Дело в том, что любое событие трактуется как действие воли Божьей (что верно), но при этом абсолютно нивелируется роль человека/людей в этих событиях (что неверно). При этом "человеческая" часть нивелируется, что характерно, исключительно в удобных случаях. Очень характерным является пример церковно-славянского языка. Исключительное положение ЦСЯ в богослужебной жизни Церкви - воля Божья, и попытки разнообразить ситуацию воспринимаются как ересь. А вот, существование русского перевода Библии (синодального) - тоже воля Божья, но разовая, случившаяся в 19м веке. Поэтому дома можно читать синодальный перевод, но использовать его за службой уже нельзя, а переводить на русский сегодня - тоже ересь.

Характерное игнорирование этого принципа являют православные монархисты, являющиеся при этом активными защитниками ЦСЯ. Свержение монархии в России в начале 20го века - не воля Божья, а "по грехам", поэтому ждать и содействовать восстанивлению монархии весьма благочестиво, а сторонник любого другого политического устройства несомненный еретик.

Вывод.

Пост-монофелитство является обратной стороной деизма: если во втором случае из истории и современности исключается Бог, то в первом исключается человек. Православное учение является собой "царский путь", золотую середину. Бог продолжает творить историю совместно с нашими решениями и действиями.
 

Предыдущая запись

Перешёл на Билайн

Следующая запись

PayPal - зло?

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу