Храм Святого Духа или мощи?

Друг прислал следующий текст, привожу без изменений, мой комментарий под катом.
 
В воскресной школе женщина одна ездила к мощам Николая чудотворца и сегодня я вслух задался вопросом:
вот прикладывание к мощам нами воспринимается на психологическом уровне, как мистический акт, как однозначно религиозное действие; мы убеждены в этом сердцем. Что через это действо нам каким-то образом"что-то передастстя на духовном уровне" (ну должно , во всяком случае, если с норм настроем подойти к этому делу, со всеми оговорками).
А вот что касается, благотворительности и помощи людям - в плане религии - идет скорее через голову (т.е мы понимаем умом, что это влияет на нашу душу), сердце тут находится скорее в сопереживательно-сочувственном состоянии, но не мистическом настрое. Совсем несравнимо с приложением к мощам, во всяком случае.
Все это очень интересно с той позиции, что например, про прикладывание и почитание мощей в Евангелии нет ничего (напрямую). В целом- то я конечно разделяю принцип иконопочитания и мощей, библейски покажу подтверждение.
Но это не идет ни в какое сравнение с евангельскими словами Христа "Если вы помогли нуждающемуся/ближнему - вы Мне помогли". То есть прямо и в лоб без всякой иносказательности : помощь ближнему - встреча со Христом. Точка. Выше этого мистического акта, согласно Евангелию, только Причастие. НО: возвращаясь к мощам - ничего подобного мы не ощущаем, на психологическом уровне - никакой мистики, по сравнению с приложением к мощам, у нас нет в ситуации "социального действия" помощи ближнему.
[ Понятно, что не надо путать душевное ( психологическое) с духовным, вероятно, душа "насытилась" духовно тогда, когда ты этого не чувствовал при доброделании ближнему, в сравнении с "мистическими переживаниями" у раки с мощами.]

Вопрос, с моей точки зрения, затронут весьма актуальный для нашего восприятия как христианства, так и самих себя. С одной стороны, это вполне естественный результат выбранного мироосознания: евангельские ценности признаются очень высокими идеалами, практически малодостижимыми в нашей бытовой среде, поэтому почитание евангельских идеалов осуществляется не через ежедневное следование им, а через поклонение святым, которые этих идеалов, несомненно, достигли. Другой побочный эффект данного подхода выражается в виртуализации или, другими словами, субкультуризации христианства самими христианами. Один из аспектов указанного процесса я уже раскрывал в заметке "Пост-монофелитство". Происходит разделения сакрального христианства, заключающегося в мощах, молитвах, постах, богослужения, и профанной жизни - домашний быт, работа, половые отношения, социальные конфликты и т.д. Например, богобоязненная христианка-любительница паломнических поездок может вполне искренне любить женатого мужчину и иметь с ним сексуальную связь.

Конечно, есть и другие причины подобных явлений, но в данный момент хотелось бы сосредоточиться на одной теме. А именно, на актуализации Евангелия: либо это священная книга, чье место на престоле в алтаре, либо это моя настольная книга, с которой я должен поверять свои утро, день и ночь. Но обязательно ли здесь вносить разделения? Можно ли как-то объединить эти два пути? Писание называет наши тела храмом Святого Духа (1 Кор. 6:19). Отталкиваясь от этого пункта, а также возвращаясь к тексту моего друга из начала заметки, дерзну дать небольшой совет.

Как правило, проблем с почитанием мощей у нас нет, многим известно чувство благоговения при молитвенном обращении к святому, либо при посещении святых мест или прикладывания к мощам. Поэтому рекомендую данное чувство использовать как мерило. Давайте помогать близким и не очень. Каждый месяц, каждую неделю. И всякий раз, когда мы совершаем какой-либо добрый поступок ради ближнего, давайте прислушаемся к себе. Есть ли в нас тот же трепет, то же благоговение, когда мы прикладываемся к мощам? Даровал ли нам Господь чудесную возможность разглядеть храм Святого Духа в нашем ближнем?


Еще почитать или послушать о православии.

Жизнь поздеевского храма

Помочь сайту

Собираем на приходской минивэн

Предыдущая запись

"Пассажиры": годнота после перемонтажа

Следующая запись

PayPal - зло?

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу