Молитвослов - не Типикон!

Написали в комментариях к моим роликам "Толковый молитвослов":

перед входом в Церковь для молитвы полагается 3 поклона. А на дому для молитвы почему бы и их не положить перед предначинательными?

Этот комментарий напомнил мне одно наблюдение. Документ "Об участии верных в Евхаристии" объясняет особенности подготовки ко причащению и ее вариативность. Однако, в беседах на исповеди часто сталкиваешься с догматизацией правила из молитвословов в сознании верующих. То есть, несмотря на разъяснительные беседы, а также существующий официальный документ, большинство граждан предпочитают держаться схемы, прочитанной в молитвослове - минимум трехдневный пост, три канона и правило ко причащению. Происходит это по вполне объектиной причине - православный молитвослов воспринимается как инструкция к применению, а его "безликость" (в смысле отстуствие авторства) возводит обычный сборник молитв в ранг авторитетного источника. Подпись "издано с благословения..." подкрепляет внутреннюю логику: "Раз эта книжка издается по благословению, значит текст там не абы какой, а значит обязателен к применению". В этом смысле было бы полезно разнообразить существующий курсив молитвослова в правиле ко причащению - добавить предложение "Данное правило является распространенным, но не единственным в Русской Православной Церкви. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с документом "Об участии верных в Евхаристии", который в полной мере излагает особенности подготовки ко причащению. При возникновении вопросов рекомендуем обратиться к вашему духовнику или настоятелю".

А теперь немного о том, как соотносятся приведенные мною пример и цитата.

Наш мозг так устроен, что постоянно ищет либо создает инструкции. Стандартизация жизни - неизбежное  явление. Поэтому имеет смысл делать скидку на данной фактор психологии при изучении любой информации.

Когда христианин читает житие святого и сильно впечатляется прочитанным, неизбежно какие-то конструкции переносятся в реальную жизнь. Святой читал псалтирь? И я буду. Он строго постился? И мне пора попробовать. И так далее.

Следующий шаг - если подобные импликации приживаются в жизни, то в голове возникает устойчивая идея общеприменимости выбранных пунктов (молитва, пост и т.п.). И в этом кроется заблуждение. То, что дает богатые всходы на одной почве, может оказаться не жизнеспособным в других условиях. Поэтому абсолютизация любых примеров и правил несет в себе как неизбежную порочность игнорирования исключений, так и невосприимчивость к широте жизни, многогранности ее проявлений. Лекарством от подобных перегибов является прекрасная поговорка "по себе людей не судят". Как это отражалось в церковной жизни?

Во-первых, свойственное человеку воспевание радикальных примеров дало толчок к романтизации монашеской жизни. Сами монахи вполне искренне воспевали ее "равноангельность", что породило некоторое пренебрежение к мирской жизни вообще и к супружеству в частности. Вместе с тем, неоднородность монашеской среды породило замечательное правило, известное даже не церковным людям: "В чужой монастырь со своим уставом не лезут". И здесь мы видим слово "устав", которое является уже третьим наглядным примером наших рассуждений - стандартизация и нормативность монашеской жизни. Самое прекрасное в последнем - это разнообразие уставов. Увы, современное российское монашество лишено этого разнообразия, поэтому говорить о предмете мы можем лишь гипотетически. Однако, все это нас подводит к нескольким важным церковно-практическим выводам.

У любого правила есть исключения - будь готов встретиться с оным.

Абсолютизация любого правила возможна. Но только в рамках одного конкретного человека. Да и то, не всегда.

Все, прочитанное в православных книжках, очень важно. В рамках расширения кругозора. Применимость в реальной жизни не является обязательным атрибутом и проверяется практически.

И, наконец, главный вывод. Содержание православной литературы - не обязательная инструкция, а справочная информация. А справочниками, как известно, нужно учиться пользоваться. "При возникновении вопросов рекомендуем обратиться к вашему духовнику или настоятелю".

Бог в помощь.

Предыдущая запись

Храм Святого Духа или мощи?

Следующая запись

PayPal - зло?

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу