Ап. Павел о богослужебном языке (1 Кор. 14:9-19)

Для начала должен предупредить невнимательных читателей. Бывает, мы видим в Писании текст, который непосредственно относится к нам и требует вдумчивого исполнения. Например, слова Господа "как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" имеют понятное для каждого и практически выполнимое значение. Иметь любовь между собою - не просто заповедь, а главный отличительный признак христианства и христиан: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:34-35).

Но бывают такие фрагменты, которые имели место в прошлом, а сейчас уже не встречаются. Например, в недавней заметке о посте рассматривается наставление ап. Павла, прямо не имеющее никакого применения в современных условиях, а именно о возможности вкушения христианами идоложертвенной пищи. Сейчас нет государственной языческой религии, нет установленных государством жертвоприношений, и жертвенной пищи тоже нет. Однако это не значит, что данный фрагмент из послания ап. Павла к Римлянам надо сдать в утиль. Выделяя суть, можно найти аналогии с современностью, а потом уже и применять выводы апостола в своей жизни. Сейчас нет идоложертвенной пищи, но ап. Павел рассуждает в Рим. 14 о вкушении запрещенной (идоложертвенной) пищи, которую мы в нашем бытовом христианстве наблюдаем каждый постный день. На этом основании мы можем попробовать применить павлову логику к нашей современной постовой практике.

Так и в рассматриваемом ниже фрагменте. Ап. Павел пишет о использовании на собраниях христиан (богослужениях) особого дара - дара языков. Напрямую это не имеет ни малейшего отношения ни к современному богослужебному языку, ни к современности вообще - среди православных христиан нет говорения на языках. Но те требования, которые предъявляет ап. Павел к использованию этого дара, вполне актуальны и в современном церковном богослужении. К слову, эти же слова цитировал и свт. Феофан Затворник в размышлениях о богослужебном языке.

если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.  Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.


Помочь проекту Стройбатя и приходу храма Рождества Богородицы

Предыдущая запись

Е. Белякова: Религиозность крестьянства в нач. ХХ века

Следующая запись

А вдруг спонсоры обидятся?

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу