Культ молитвы или милосердия?

Наблюдаю известный спор в нашей православной среде - кто-то говорит, что нам не хватает добрых дел, и ставят в укор обилие подобного добра у протестантов. В ответ слышатся упреки в обмирщении западного христианства, несмотря на преизбыток социальных проектов. И последнее на самом деле имеет место быть. Так что же делать? Благие дела не делают христианами, а наоборот - секуляризируют? Давайте разберемся.

Религиозная жизнь содержит различные составляющие, которые по разному осмысливаются и оцениваются. По понятным причинам люди не в силах вместить все разнообразие этих компонентов, поэтому неизбежно уделяют внимание лишь некоторым. Это, конечно, имеет  побочный эффект - гипертрофирование данных компонентов. Так, внутри определенной религиозной системы рождаются свои культы. Если говорить о нашем православии, то я могу навскидку перечислить следующие культы: монашество, как образец духовной жизни, еды, как аспекта поста, богослужебного обряда.

Для тех, кто непроизвольно хватается за сердце, разъясню еще раз. Данное явление не страшно само по себе, это просто проявление психологических особенностей homo sapiens. Нельзя охватить все, так или иначе, придется браться за что-то одно, и именно этому одному уделять больше внимания. Для человека вполне естественно больше любить и хвалить, больше говорить о том, что ближе. Преподобный естественно будет хвалить монашество, а уставщик уши прожужжит про невыполнение предписаний Типикона. И это остается нормально-нейтральным явлением, если не будет объявляться единственно верной и обязательной для всех позицией.

Но не было бы смысла писать заметку, если бы все было прекрасно и не вызывало вопросов. Поэтому вернемся к озвученной в начале проблеме. Не хорошо, когда в жизни случаются перегибы, когда одинаково нужные элементы христианства реализуются совсем не одинаково. А именно это мы и наблюдаем, когда внимание к культам еды и обряда заслоняет собой культ добрых дел. Теперь попробую объяснить природу такого перекоса и недоверия к католическому и протестантскому опыту служения ближним.

Дело в том, что для оказания помощи окружающим совсем не обязательно быть православным или вообще верующим. Любой атеист может оказаться закоренелым альтруистом. Поэтому сами по себе добрые дела не воспринимаются как нечто специфически православное, то есть присущее исключительно православному  сознанию, в отличии от культуры поста, молитв или храмовых богослужений. Возникает не совсем верная реакция, будто упор на добрые дела может, например, внести больше суеты, а значит нанести ущерб посту и молитве, что неминуемо приведет к постепенному обмирщению. На основе этого даже культивируются различные суждения об осторожности в делах милосердия, о воздержании в данном вопросе. Для примера можно вспомнить цитату из Дидахе: "Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь".

И здесь находится та самая ловушка, которую мы, православные, любим называть прелестью. Если перед нами нет очевидного способа творить милостыню, это не значит, что от нее надо отказываться вообще, да еще и подводить к этому теоретическую базу. Если мы не умеем гармонично соединять молитву, пост и милосердие, это также не значит, что нужно что-то навсегда вычеркивать из своего рациона. Это значит лишь то, что нам не известен конкретный способ все это соединить, и задача нашего покаяния этот способ искать, в том числе и опытным путем. Найдем ли, это уже зависит от Божией помощи, а вот станем ли искать - от нас самих. И молитвенные правила нужны, и пост необходим, и церковные службы прекрасны. Но без дел милосердия мы превратимся в гордых фарисеев. Что же делать? Следовать слову Господа, как раз и сказанного фарисеям: "Это надлежало делать и того не оставлять" (Мф 23:23).

Предыдущая запись

Вот на чем нужно ездить в поздеевский храм

Следующая запись

Церковная эклеклектика И.А. Забежинского

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу