Туристическая церковь

Есть туристические центры - города и поселки. Туда ежегодно приезжают тысячи людей, которые никогда не будут здесь жить. Они приезжают полюбоваться местными диковинками, покупают сувениры, увозят положительные эмоции. Оставляют много денег, в результате чего местное население начинает ориентироваться на удовлетворение запросов туристов.
Главная проблема такой "туристической" экономики - полная не самостоятельность, зависимость местного населения от заработка туристов. Жители Тагила, заработав на родине и потратив все необходимое для проживания у себя же, везут в условную Абхазию "лишние" деньги. А что происходит, когда у жителей условного Тагила внезапно заканчиваются "лишние" деньги? Их не получает условная Абхазия. А если экономика условной Абхазии слишком сильно зависит от денег Тагила, имея весьма скудные собственные источники, то временные трудности тагильчан превращаются в экономический  кризис абхазцев.

Кроме того, как уже я писал выше, местное население постепенно начинает ориентироваться на удовлетворение запросов приезжих людей, которые здесь никогда не будут жить. И может такое случиться, что потребности аборигенов могут вдруг пойти в разрез с привычками и запросами туристов. Например, желание улучшить нравственность односельчан может не соответствовать потребностям туристов в алкопати и проституции. И те односельчане, которые с этого имеют неплохой заработок, могут вдруг увидеть в воспитании нравственности прямую угрозу своему доходу, что в отсутствии альтернатив неизбежно приведёт к конфликту.

В чем же полезность данных рассуждений в эклессиологическом смысле? Сначала я акцентирую ваше внимание на двух моментах. Первое, это влияние приезжих людей, которые здесь никогда не будут жить, на местную экономику, быт, взгляды и ценности. Не ставится даже вопрос о том, что гости рано или поздно будут жить среди нас. Нет, они точно гости, они никогда здесь жить не будут.
Второй упоминавшийся момент, это отсутствие альтернативных источников дохода при глобальной ориентированности на туристов. Любое решение будет учитывать не собственные интересы, ценности или запросы, а потребности туристов. А теперь поговорим прямо.

 Мы - туристическая церковь. Доходы наших приходов полностью зависят либо от захожан, которые приходят в храм или случайно, или в свободное время, либо от спонсоров. Так или иначе, речь идёт о людях, которых мы можем со всей любовью называть прихожанами, но которые не являются "жителями" наших храмов.

И здесь мы встречаем известные уже ловушки. Первое, любой человек может в свободное время устроить тур по церквям без малейшего намерения однажды стать прихожанином одной из них. Откажет ли кто-нибудь в отпевании только на основании того, что это не наш прихожанин? Это редчайшее явление. Поэтому захожане - это те самые туристы, которые никогда не будут жить с нами.
Второе, мы сильно зависимы от туристических видов дохода без какой-либо серьёзной альтернативы. Свечи, требы и записки мы продаём всякому случайному гостю с минимальнейшим контролем. Почему в некоторых храмах не получается вводить жёсткие требования по подготовке ко крещению или венчанию? Да, потому что эта статья дохода покрывает вполне конкретные ежемесячные траты. И даже разговоры о недопущении продажи таинств так и останутся разговорами, если в ближайшей перспективе не предвидится альтернативный источник дохода.
Есть ещё  один немаловажный аспект - наличие времени. Помните, как я связывал возможность тагильчан поехать в Абхазию с наличием "лишних" денег? А это одновременно связано со свободным от работы временем. И здесь происходит конфликт рабочих будней и богослужебного календаря. Масса важных для нас праздников выпадает на будни, когда значительная часть населения работает или учится. А будничное богослужение у нас совершается как правило в рабочие часы. И огромная масса крещенного населения по вполне объективным причинам считает для себя эти праздники необязательными. Вот и получаем "туристическую" церковь "выходного дня".

В целом, может сложиться негативное отношение к такому понятию, как "туристическая церковь". С одной стороны, оно понятно - материальное благополучие церкви, практически полностью зависящее от милости людей внешних, не являющихся её практикующими чадами, не сулит ничего хорошего. Однако я не люблю горячего ригоризма в пограничных вопросах. Думаю, алекватный вариант церкви "выходного дня" все же существует. И если вам интересны мои размышления по данному вопросу, пишите в комментариях. Ваша поддержка очень дорога автору.

Ваш #СтройБатя отец Нефедов.


Помочь проектам СтройБати

Предыдущая запись

Лучшие корейские фильмы

Следующая запись

Добрые дела и любовь

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу