Николай II или Иосиф Сталин? или К вопросу о почитании

Да-да-да, я знаю, что название провокационное. Но у нас так сложилось, что за народные симпатии борются два культа: православные монархисты прославляют царя-страстотерпца, а крайне разношерстная публика пытается вернуть культ личности вождя народов. Лично мне не нравятся оба явления, так как я остаюсь в русле Псалтыря: "Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения" (Пс. 145:3). Про личное отношение к названным героям заметки я выскажу в самом конце. А пока, пройдемся по матчасти.

Правитель или народ?

Есть такой забавный аргумент, что во всем виноват/молодец народ. Случилась революция? Виноват народ, утративший веру и предавший своего царя. Победили в Великой Отечественной войне - это народ независимо от кровавых коммунистов справился.

Что тут сказать. Во-первых, почему-то благочестивые христиане забывают поговорку: каков поп, таков и приход. Не наоборот. Есть еще другая: рыба гниет с головы. Я не фанат пословиц и поговорок, но тут хорошо подчеркнута мысль, с которой я согласен - любое общество руководится конкретной личностью, от которой во многом (не во всем) зависят успехи и провалы данного общества. А давайте поищем примеры!

Назовите хоть один крепкий приход с хорошо поставленной миссионерской или катехизаторской деятельностью, настоятель которого - балбес и пьяница. Назовите хоть одну битву, в которой войска бездарного военачальника одержали верх над гениальным полководцем. Назовите топовую компанию, в руководстве которой одни идиоты. И так далее.

Чего не исключают эти примеры? И у начальника-балбеса случаются удачи, и руководитель-гений совершает ошибки. Но общего правила это не меняет никак. Нигде никогда организованное общество людей не могло быть лучше своего руководителя. Если это применять к стране, то по качеству различных процессов можно сделать вывод о государе. Да, бывает и такое, что явный правитель - всего лишь марионетка. Но в таком случае всегда есть некто, стоящие в тени, которые ответственны за происходящее. Понятно, что к нашей теме это относится напрямую.

Другими словами, я буду судить о качестве св. Николая и И. Сталина как государственных руководителей по достижениям и провалам страны.

(НЕ) Идеальный святой

Еще один крайне не правильный момент, который у нас открыто декларируется, но вот в голове приживается далеко не всегда. Мы все знаем, что любой ныне прославленный святой мог при жизни совершать ошибки. Это на самом деле так, но помним мы об этом только в тех случаях, если на ошибки благочестиво указывает житие. Как правило любая критика действий святого вызывает бурную реакцию и обвинения в безбожии/не почитании. Хотя, о прижизненной не святости святого мы вроде бы все знаем.

Как это относится к нашей теме? Уже давно сложилась безграничная любовь и доверие православных россиян ко всему, что связано с царской семьей. Переиздаются дневники, цитируются высказывания, царская семья представляется как образец семейности. Повторюсь, любая критика жизни святого царя и его семьи при этом рассматривается как сомнение в его святости. Точно также поклонники И. Сталина начинают видеть в нем "гения во всем". Я же заявляю, что государственные способности каждого никак не влияли на их моральные качества.

Исторические факты

Итак, переходим к интересному. Св. Николай правил 23 года, за это время страна испытала экономический рост, но осталась аграрной, была проиграна Русско-японская война 1904-1905 года, в Первой мировой войне успеха мы не достигли (некоторые считают, что достигли, а некоторые - что вообще проиграли), случились две революции, в результате второй царь лишился власти, что привело к гибели его и его семьи, а также гражданской войне. При св. Николае было совершено канонизаций больше, чем за весь синодальный период.

И. Сталин находился у власти более 25 лет, при нем Россия стала индустриальной державой, позже став мировой сверхдержавой с ядерным вооружением, выиграла Финскую войну, бои на Халхин-Голе, тяжелейшую Великую отечественную войну. При И. Сталине Русская Православная Церковь подвергалась репрессиям.

Как все это понимать? Проиграть войну - это плохо. Это значит были неверно выбраны военачальники, плохо подготовлена армия, не обеспечены материальные ресурсы. Революция - это плохо также. Потому что на подготовку революции/восстания надо много сил и денег, эитм должен кто-то руководить. Прошляпить подобное - это проблемы с силами внутренней безопасности. Более того, революции строятся на недовольстве народных масс. А это значит, народные массы были недовольны, действия к стабилизации экономического и социального положения в стране предприняты не были. Если есть экономический рост - это круто. Но еще круче, когда страна меняет строй экономики - превращается из аграрной в индустриальную.

Что мы имеем по факту? Как правитель св. Николай объективно проигрывает по всем параметрам, хоть и святой. Как правитель св. Николай - слабый, а И. Сталин - сильный. Особенно неприятно - это вторая революция и Гражданская война, унесшая миллионы жизней. Но об этом я писать сейчас не буду. При этом Церкви очевидно жилось лучше при царе, чем при советах.

Выбор равноапостольного Владимира: путь Николая или Иосифа?

Есть хороший апокриф про то, как равноапостольный Владимир после принятия крещения решил отменить смертную казнь, и как собрались его отговаривать разные уважаемые люди, в том числе и православные иерархи. Владимир одумался и вернул смертную казнь. И правильно сделал.

Думается, если бы св. Владимир поддался религиозному чувству и пошел в сторону мягкого мистицизма, то из него получился бы второй (первый?) Николай II. С таким же примерно концом.

Итог

А теперь, как и обещал, высказываю свое мнение о личностях наших героев.

Святой Николай - святой. Его главная заслуга - это канонизации святых. В остальном он был никудышным, слабым правителем, упустившим власть и развалившем  страну. Если бы он понял свою слабость во время и отрекся от престола в мирное время, возможно все сложилось бы сильно иначе. Хотя, были ли другие серьезные игроки в царской фамилии?

И. Сталин - хитрый тиран, сумевший выжить и возвыситься во внутрипартийной борьбе, сумевший силой поднять нашу страну на невиданные высоты, спасший нас от уничтожения. При нем сильно пострадала Церковь, учившаяся жить в совершенно новых для нее условиях.

Получается, что святой человек оказался никудышным правителем, а человек совсем не святой спас нашу страну. Вот такой непостижимый Промысл Божий. Когда мы говорим, что пути Господни неисповедимы, то даже не догадываемся насколько.

Бог в помощь.

Предыдущая запись

Суровые будни

Следующая запись

Толковый Молитвослов: утренние молитвы

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу