Правило прп. Серафима

Как показала практика, на чтение одного Евангелия уходит около двух часов (на Марка - полтора, он самый короткий). По времени это обычная приходская всенощная, которую без труда выстаивают наши старушки. И вот тут у меня зародился вопрос.

Почему у нас в храмах не читают целиком Евангелия? Что мешает? Тем более, в этом есть потребность. Да, у нас теперь все грамотные, могут прочитать и дома. Но ведь мало кто читает! И часто с этим приходят на исповедь: "Не читаю Священное Писание, каюсь". Почему бы не дать возможность гражданам послушать Евангелие в Церкви? Без проповедей, других молитвословий. Скажем, раз в неделю - и так, за месяц, будет прочитано четвероевангелие целиком.

Многие православные слышали про правило прп. Серафима, многие пользуются его урезанной версией. Речь идет о замене утренних и вечерних молитв коротким набором:

Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

  • молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,
  • потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды
  • и, наконец Символ Веры единожды.

– Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

При этом, как правило, забывается существенная часть этого правила:

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.
– Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, – читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.
– Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением.

То есть, логика у правила следующая: дано правило из трех молитв/текстов (Символ Веры - не молитва), которые являются общеизвестными, их могут повторить даже безграмотные. Молитвы повторяются трижды, само правло также повторяется трижды в течении дня, а между ними читается Иисусова молитва. Основной посыл - такое правило по силам даже безграмотным крестьянам, которые не могут молится по книге. И целиком правило занимает весь день. Что идет полностью в разрез с современными христианами, которые хотят исполнять кусочек из серафимова правила, так как не успевают вычитывать утренние или вечерние молитвы. К слову, современные утро-вечерние молитвы еще не были распространены при св. Серафиме, грамотные граждане во всю пользовались часословом, вычитывая полунощницу и повечерие.

Но сегодня не об этом. У прп. Серафима было еще одно правило, которое совершенно игнорируется нами. Он еженедельно прочитывал все четыре Евангелия, по одному в день. Нечто похожее есть в нашем богослужебном Уставе, который предлагает в первые три дня Страстной седмицы прочитать все евангелия кроме Страстных (которые дочитывают на утрени пятницы, то есть в четверг вечером). Когда я читал житие прп. Серафима, данный факт представлялся мне как некий невообразимый подвиг - лишнюю главу не можешь себя заставить прочитать, а тут - целое Евангелие! Какзалось так до недавнего времени.

Пару недель назад мне впервые довелось участовать в подготовке священнического погребения. Есть традиция в православии над умершим до похорон читать постоянно Псалтырь. Над почившими батюшками, соответственно, читают евангелие. Мне выпала очередь с 22.00 до 1.00, то есть три часа. Сменил знакомого батюшку на 3й главе от Марка, когда читал 21ю или 22ю главу Луки, сменили меня. И тут я впервые понял, что прочитать евангелие - это дело желания, так как уходит не критично много времени. Конечно, стоя это делать тяжелее, но все же.

Как показала практика, на чтение одного Евангелия уходит около двух часов (на Марка - полтора, он самый короткий). По времени это обычная приходская всенощная, которую без труда выстаивают наши старушки. И вот тут у меня зародился вопрос.

Почему у нас в храмах не читают целиком Евангелия? Что мешает? Тем более, в этом есть потребность. Да, у нас теперь все грамотные, могут прочитать и дома. Но ведь мало кто читает! И часто с этим приходят на исповедь: "Не читаю Священное Писание, каюсь". Почему бы не дать возможность гражданам послушать Евангелие в Церкви? Без проповедей, других молитвословий. Скажем, раз в неделю - и так, за месяц, будет прочитано четвероевангелие целиком.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

Предыдущая запись

Святой дня: 2 ноября.

Следующая запись

Ремонт Веселого Донора

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу