Последняя заметка на сайте

Уважаемые, внимание!

Прошел весьма достоверный слух, что мне нельзя проповедовать и выступать перед общественностью. Слух достоверен на 100%, я в этом не сомневаюсь. Однако формально я никаких бумаг не видел, поэтому вроде как можно и проповедь сказать, и с людьми пообщаться.

Другой интересный момент в этой новости - я до сих пор не знаю за что. Я в курсе, что послужило причиной - мое выступление на Епархиальных Рождественских чтениях. Но до сих пор никто не обратился ко мне с критикой, обличением или наставлением. Наоборот, слышал исключительно положительные отзывы. И вот это-то меня и смущает. Кстати, вот видео выступления, можно ознакомиться.

Что будет по факту

А точнее, чего не будет. До получения соответствующего документа, разрешающего проповедническую деятельность, не будет: проповедей; бесед "Толковый молитвослов"; бесед "О Церкви: Κυριακόν и Ἐκκλησία"; бесед "PRO литургию"; огласительных бесед в храме. Я не сильно уверен насчет сайта и соц. сетей, но судя по формулировке запрещающего документа, и там я могу общаться только в личке.

Хронология событий.

Чтобы не было туману, и никто не начал самостоятельно придумывать, опишу все по-порядку.

  1. меня приглашают выступить с докладом на миссионерской секции епархиальных Рождественских чтениях. Я соглашаюсь, объявляю сразу тему доклада, беру разрешение у непосредственного начальства, выступаю с докладом.
  2. несколько позже узнаю через вторые руки о том, что мне нужны санкции из-за доклада. Напрямую никто не обратился. Я выкладываю записи выступлений в сеть, спрашиваю мнение у знакомых отцов - ни у кого претензий нет.
  3. пригласивший меня на чтения батюшка сообщает, что его попросили написать рапорт о моем выступлении. Он предложил мне написать рапорт также и приложить к его рапорту. Так и сделали. Никаких претензий по содержанию моего доклада ко мне так и не поступило, в чем каяться и что исправлять - не сообщили.
  4. И вот третьего дня мне сообщают по телефону о том, что я написал в самом начале. Забавно, что в минувшее воскресенье меня пригласили послужить на архиерейскую службу в кафедральный собор. Причем, попросили еще и проповедь сказать.

 

Что меня смущает.

Есть замечательные слова Господа нашего Иисуса Христа: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 8:15-17). Я стараюсь поступать также. В данном же случае все произошло фактически без моего участия. Я допускаю, что я не прав. Как тогда должны были развиваться события с моей точки зрения?

·         доклад надо было критиковать сразу на чтениях. Для того мы их и проводим - чтобы высказывать мнения и слушать критику.

·         можно было обратиться лично после доклада - хоть в частном разговоре, хоть по телефону.

После этих шагов можно было смело написать разгромную статью на мой никудышный материал, разместить где угодно (на том же миссионерском сайте). От этого я получил бы всяческие духовные наставления, начал исправляться и возрастать духовно. Увы.

Текст доклада.

Педагогические аспекты литургической традиции.

Терминология и цели

Во избежание недопонимания я обозначу значения терминов, которыми буду пользоваться. Во-первых, традицией я называю осмысленную информацию, которая передается между поколениями. Поясню на примере. Служить в храме каждую субботу панихиду потому что так "принято", "благословил настоятель", "всегда делали" - это не традиция. Традиция - это служить субботнюю панихиду, чтобы отвести специальный день для поминания всех почивших христиан, тем самым приучая прихожан молитвенно чтить память предков и хранить память смертную. Или, служение ежедневного соборования в Черниговском-Гефсиманском скиту (г. Сергиев Посад) также можно отнести к традиции, так как была установлена первым настоятелем этого монастыря иг. Борисом (Храмцовым), тем самым чтится его память.

Литургическая традиция, соответственно, касается непосредственно богослужения. Сюда мы включаем все, что происходит на службе. Понятно, что не всякая традиция чему-то обязательно учит, не все можно "взять" с собой домой. Например, традиция некоторых приходов часто причащаться, или говеть всем приходом на большие праздники - это традиция "в себе", она не имеет никаких особых педагогических аспектов.

Целью же нашего доклада является связь между домашним христианским благочестием и церковной молитвой, а точнее ее выявление и проверка, насколько домашнее благочестие зависит от церковной молитвы. Следует также отметить, что в данном докладе по понятным причинам будет рассмотрена исключительно приходская практика.

Суточная молитва

Суточная домашняя молитва четко выражена двумя последованиями - вечерними и утренними молитвами из молитвослова. Эти молитва никогда не читаются в Церкви.

При этом в Церкви суточное богослужение представлена двумя видами богослужений: вечером служится вечерня и утреня, а утром служится литургия. Сразу бросается в глаза два несоответствия. Во-первых, литургия не входит в круг суточного богослужения, поэтому не может быть утренней службой. Тем не менее она "закреплена" за утром, являясь центром празднования какого-либо святого или праздника. Во-вторых, связка вечерня-утреня напрочь разрушает "суточный" характер этих служб. Более подробный анализ данной ситуации выходит а рамки нашего доклада, однако необходимо сделать вывод: современное приходское богослужение не имеет в своей практике суточные (утренние и вечерние) службы, поэтому домашнее правило берет свое начало из источника, не связанного с богослужением. В данном случае церковная молитва не учит христианина молиться утром и вечером.

Молитва "требная"

Когда христианину требуется некая сугубая молитва, то как правило берутся для этого каноны из молитвослова, либо акафист святому "по случаю". Так или иначе, имеет место или продолжительное молитвенное  обращение к одному святому, или последовательное обращение к нескольким святым. Вариант "сокращенной" молитвы - это тение просто молитвы святому, а более "усердное" - это вычитывание целого акафиста/канона. Зачастую такое правило продолжается длительное время - несколько дней или недель.

Привычная "треба" в храме - это молебен, совершаемый зачастую "собору" святым после литургии. Пропеваются последовательно тропари всем заказанным святым, потом несколько раз поются припевы этим святым, читается одно Евангелие (как правило, на выбор служащего священника), затем поминаются записки на сугубой ектении и читается опять же одна молитва.

Как видим, на лицо унификация приходской практики, когда священник вынужден служить много молебнов одновременно. И, опять же, мы не обнаруживаем связи между усердной и продолжительной домашней молитвой отдельному святому и приходским молебном. Справедливости ради стоит отметить, что на тех приходах, где решается вопрос о служении нескольких молебном "за раз", молебен приобретает первоначальные черты - неотъемлемо частью таких молебнов становится акафист или канон святому.

Священное Писание

Массовая грамотность и доступность книг породило замечательное явление, которого не знала наша Церковь еще сто лет назад - наши прихожане стали массово читать Священное Писание. И оставление чтения Священного Писания рассматривается как грех, требующий исправления. Основные читаемые книги - это Евангелие, Апостол и Псалтырь. Другие книги тоже прочитываются, но гораздо реже. Читается Писание по главам/кафизмам по кругу, то есть по прочитывании всей книги (Четвероевангелия, всех апостольских посланий и Деяний, Псалтыря) круг начинается заново.

Церковное употребление имеет те же черты. Основные богослужебные книги - Чертвероевангелие, Апостол (читаются на литургии по зачалам) и Псалтырь (читается на вечерни и утрени по кафизмам). Устав предполагает полное прочитывание книг - Псалтырь вычитывается раз в неделю, а Новый Завет - за год.

Объективно чтение Священного Писания наиболее полно представлено в церковной богослужебной практике, и связь с домашним правилом проглядывается довольно четко. При этом церковная практика имеет ряд недостатков, которых лишена домашняя практика.

Имеется в виду завязанность чтения Писания на ежедневное богослужение вообще, а новозаветных текстов на литургию в частности. Из-за этого домашняя идея полного, последовательного вычитывания книг Писания никак не реализуется в храме. Писание в храме читается не последовательно, а в порядке "какое положено сегодня".

Вывод

На приведенных примерах мы ясно видим, что домашняя молитвенная практика христиан имеет посредственную связь с совершаемым в храме богослужением, либо не имеет ее вообще. Из этого следует неутешительный вывод, что а) церковная молитва не учит прихожан домашней молитве, следовательно они имеют другой источник научения (благочестивая литература, наставления священников на исповеди и т.д.), и б) церковная служба теряет свой миссионерский потенциал, так как вновь приходящие не воцерковленные христиане не видят в церковном последовании такой образец молитвы, который они могли воспроизвести дома.

Возникает закономерный вопрос - можно ли что-то предпринять в данной ситауции. Не пускаясь в казуистику, наиболее полноценным, "золотым" путем видится более подробное изучение богослужебного Устава, в частности заложенных в нем идей суточных служб и правил Чтения Священного Писания. К сожалению, современная богослужебная практика скорее воспроизводит "букву" Типикона, в то время как его дух остается за рамками рассмотрения уставщиков.

Предыдущая запись

Еп. Евтихий Курочкин о чтении Евангелия

Следующая запись

Временный молитвенный оффлайн

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу