Дмитрий Малахов о церковном календаре

Кто такой Дмитрий Малахов, я не знаю. Но текст интересный, ознакомиться будет полезно. Можно под звуки раритетной песни в концертной записи двадцатилетней давности. Кто не понимает по аглицки, в песне размышляют о человеческой природе Господа Иисуса Христа.

Всех с началом Великой Седмицы! Трезвения и крепости духа! Текст читаем ниже.

1. Продолжительность тропического солнечного года, т.е когда земля делает полный оборот вокруг солнца, скажем, относительно точки весеннего равноденствия, составляет приблизительно 365 дней 5
часов 48 минут 46 секунды.

2. Египетский солнечный календарь был наиболее простым и состоял из 365 дней, соответственно он давал ошибку около 6 часов (5 часов 48 минут 46 секунд) в год или около суток за 4 года. Точка весеннего равноденствия постоянно сдвигалась и, делая полный оборот за 1460 лет, возвращалась на исходное число.

3. Чтобы уменьшить эту ошибку к юлианскому календарю каждый четвертый (високосный) год добавляют лишние сутки. Но, год по юлианскому календарю получается длиннее тропического на 11 минут 14 сек, что дает ошибку 1 день в 128 лет, или 3 дня примерно в 400 лет. Со временем эта ошибка стала заметна – например, зафиксированная в 325 году первым Вселенским Собором на 21 марта дата весеннего равноденствия сместилась к 16 веку на 10 дней - с 21 марта на 11 марта.

4. Папа Григорий убрал эти 10 дней, чтобы рассчитывать Пасху исходя из реального, а не условного равноденствия. Так же каждые 400 лет стало на 3 високосных года меньше, что давало хорошее приближение к тропическому году и ошибка в 1 день появлялась уже раз в 3300, а не в 128 лет. По сути, григорианский календарь – это улучшенная версия юлианского.

5. В 1923 году рядом церквей греческой традиции был принят ново-юлианский календарь, в нем число високосных лет уменьшается на 7 за 900 лет, что дает еще более точное приближение к тропическому году. Но возникает ряд других проблем – ново-юлианский в отличие от григорианского не является международным стандартом и вносит еще большую календарную путаницу (например, с 2800 по 2900 год Рождество по ново-юлианскому календарю будет праздноваться 24 декабря), а точности григорианского вполне достаточно, то есть ново-юлианский можно считать избыточным.

6. Дата Пасхи, согласно александрийской пасхалии рассчитывается так – первое воскресенье после первого полнолуния, идущего после весеннего равноденствия. Проблема в том, что весеннее равноденствие берется не фактическое астрономическое – 21 марта, а условное, которое теперь 3 апреля.

7. Рано или поздно церквям, живущим по юлианскому календарю, придется решать календарную проблему. На данный момент разница между календарями уже не 10, а 13 дней. с 2100 года будет 14 и Рождество будет праздноваться 8 января, с 2200 года – 9 января и так далее – через несколько тысяч лет Рождество станет весенним праздником, хотя изначально оно почти совпадало с зимним солнцестоянием, а празднование Пасхи сместится на лето.

8. В ближайшее время решить этот вопрос проблематично из-за опасности старостильного раскола, но просвещением и разъяснением этого вопроса стоит заниматься – на это у нас есть около ста лет – до 2100 года, когда проблема впервые заявит себя достаточно остро – уверен, что многие консерваторы откажутся праздновать Рождество 8 января и создадут свою секту свидетелей 7 января.

9. На мой взгляд, при расчете Пасхи можно совсем отказаться от лунных циклов и назначить Пасху, скажем, на первое воскресение апреля.

10. Для тех, кто верит в чудесность Благодатного огня и приводит его как доказательство правильности даты православной Пасхи: мне кажется, тут нужно верно расставлять акценты - мы празднуем событие, а не дату, дата условна и второстепенна, а вот событие Воскресения нет - когда будем праздновать, тогда и будет огонь сходить, а не наоборот.

Предыдущая запись

Почему в храме нет молодежи?

Следующая запись

Дочка, клирос и радикально синяя волга

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу