СССР и православие

Тут у многих бомбануло в связи с речью патриарха Кирилла про Сталина. И это было ожидаемо, и я даже ничего не собирался по этому поводу думать - сказали, и сказали, мне-то что, я человек маленький. Но тут старый друг Выдра решил меня втянуть в полемику. К счастью, с автором текста я не во френдах, поэтому мне комментирование закрыто. Поэтому я скромно отпишусь здесь. Сразу оговорюсь, что я отравлен текстами Д. Пучкова, роликами Б. Юлина и собственным изучением первой русской революции. Поэтому мнение сформировал уже давно.

 

Так, собственно, о чем спор? Совсем недавно наш патриарх обратился к нашему президенту со словами:

Успехи того или иного государственного руководителя, который стоял у истоков возрождения и модернизации страны, нельзя подвергать сомнению, даже если этот руководитель отличился злодействами. Там, где проявлялись воля, сила, интеллект, политическая решимость, — мы говорим: «да, несомненные успехи», как и в случае с победой в Великой Отечественной войне

Речь шла про Сталина, что вызвало массовые негодования и бурления. Еще раз повторюсь, мне это мнение безразлично ровно потому, что я уже давно сам все для себя решил. Понятно, что речи высоких мужей однозначно попахивают политикой. Ну, дык я ж простой поп, мне не до политики. Оно безотносительно моих действий создаст ряд объективных условий, в которых мне придется жить и оставаться христианином. Говорю об этом публично с 2010 года. Итак.

Антисталинизм и антикоммунизм

Многие не обращают внимание, но у нас в Церкви с самого развала СССР существует тренд - свято ненавидеть все, связанное с коммунизмом. Коммунисты развалили страну, свергли святого царя, убили его, притесняли Церковь и т.д. Плюс, государство наше любимое последние многие годы активно рассказывает, как все было плохо в СССР. Почти все фильмы про Великую Отечественную - лютое говно, в котором героями показаны бандиты ("Штрафбат"), а нормальные солдаты - ублюдками ("Утомленные солнцем"). Повторю, этот церковно-государственный дуэт является трендом. Правильно ли это?

Во-первых, я знаю минимум одного священника в наших Ярославлях, который активно симпатизирует коммунистам. И это не молодая поросль, это человек достаточно поживший в притеснениях советской власти. Предполагаю, что таких еще найдется.

Во-вторых, я не вижу ничего хорошего в том, чтобы взращивать свое православие на ненависти к государственному строю. Это странный диссонанс: христианство комфортно себя чувствует в рабовладельческих странах (Российская и Римская империи имели рабов на законных основаниях), а вот к стране с нормальным социальным устройством испытывает откровенную ненависть. Эээ...Карл?

В-третьих, если христианство зародилось в языческой рабовладельческой Римской империи, и оно смогло его "крестить", значит также должно было действовать наше русское православие в атеистическом СССР. Лично я других вариантов не вижу. Как не вижу и попыток сделать тоже самое. Я имею в виду сталинистов, коммунистов и прочих граждан, которые из-за своей политической ориентации "не нравятся" нам, православным. И это дико.

Какие-то подвижки относительно нашего советского прошлого и отношения к нему все же имеются. Думаю, речь патриарха как раз пример того самого.

святой царь или кровавый тиран?

На волне святой ненависти к коммунистами и коммунистическому, у нас с любовью вспоминаются различные мифы о царской России. Эти мифы подкреплены канонизацией царской семьи. Я как-нибудь подробнее расскажу про культ святых, который порой отличается от святого чуть менее чем полностью. А пока приведу факты.

При святом царе Россия проиграла две войны, пережила две революции, в результате второй была развалена и погружена в гражданскую войну. При кровавом тиране Россия стала индустриальной державой, сохранила целостность, выиграла в тяжелейшей войне. Существует стойкое мнение, что святой царь ни в чем не виноват, все произошло помимо него. Существует стойкое мнение, что кровавый тиран виноват во всем, но ничего хорошего для страны не сделал, все успехи совершились сами, помимо него.

Бредовость подобных концепций не позволяет мне всерьез воспринимать оппонентов. Лично для себя я сделал следующий вывод. Святой человек может быть отвратительным инженером. И отличный инженер не всегда может оказаться святым. Ну, вы поняли.

Сталин и церковь

Так может ли православный человек хвалить Сталина и при этом оставаться православным? Да, конечно. Просто надо отделять мух от котлет. У нас любят ругать Сталина за то, что он подверг Церковь кровавым репрессиям. При этом не любят говорить о том, насколько Церковь оказалась сама виновата в этих репрессиях. У нас любят говорить, как православно жилось при царе-батюшке. При этом никто не любит говорить о пороках царского двора, о церковных проблемах того периода. А суть проста: христианство по определению не зависит от государственного строя. Христианство, зависящее от политической системы, перестает быть христианством.

Предыдущая запись

Про суть общинной жизни

Следующая запись

Святой дня: 6 ноября

Добавить комментарий

Вам необходимо авторизоваться чтобы добавить комментарий.

Войти через:

Разработка ДКПротек & Дизайн Anders Norén

Здравствуйте, меня зовут Вячеслав Нефедов, я священник Русской Православной Церкви. Это мой блог, где я сохраняю для себя, а также делюсь с друзьями интересной на мой взгляд информацией.

Мой сайт не является СМИ, поэтому все оригинальные тексты, фото и видео являются моей личной собственностью. Пользоваться можно свободно, но я оставляю за собой право потребовать удаления моего контента с ваших ресурсов без объяснения причин.

Гость, помни! Мое мнение является частным, поэтому не может выражать полноту учения Церкви. Если я в чем-то ошибаюсь - можно мне сообщить в комментариях.

Я все понял, я остаюсь Мне не интересно, я ухожу